Путевая полуавтоматическая блокировка

Путевая полуавтоматическая блокировка широко применяется на железных дорогах преимущественно на однопутных линиях. Если для увеличения пропускной способности межстанционный перегон делится раздельным пунктом (блокпостом) на два межпостовых перегона, то на блокпосту устанавливают проходные светофоры и аппараты полуавтоматической блокировки, обслуживаемые дежурным по этому раздельному пункту или действующие автоматически.

При полуавтоматической блокировке, как и при автоблокировке, для машиниста правом на занятие поездом перегона служит разрешающий сигнал выходного или проходного светофора. Дежурный по станции выполняет ряд действий при отправлении поезда.

Первое действие — открывает выходной светофор, что ведет к блокированию (исключению возможности вторичного открытия) не только его, но и выходного светофора с любого другого пути станции для отправления на этот же перегон, т. е. открытие выходного светофора расценивается как отправление поезда.

Второе действие — подает блокировочный сигнал отправления (блокирование перегона) либо отдельным действием после закрытия выходного светофора, либо одновременно с открытием выходного светофора. Прибытие поезда на следующую станцию фиксируется на ней устройством электрического контроля входа поезда с перегона на станцию, чтобы предупредить преждевременную по-Дачу сообщения о прибытии на станцию, отправившую прибывший поезд. Однако прибытие или проследование поезда в полном составе определяется дежурным по станции фактически по хвостовым сигналам или автоматически приборами. Подача прибытия станцией, на которую прибыл поезд, является конечным действием, подтверждающим освобождение перегона —его деблокирование.

Полуавтоматическая блокировка существует двух видов: релейная и электромеханическая.

Релейная полуавтоматическая блокировка называется так потому, что в ней все зависимости осуществляются при помощи электрических реле. Аппараты управления полуавтоматической блокировки имеют незапираюшиеся кнопки для подачи блокировочных сигналов и лампочки для контроля за действием устройств полуавтоматической блокировки. При открытии выходного светофора автоматически дается блок-сигнал отправления на соседнюю станцию, замыкаются выходные светофоры от вторичного открытия и блокируется перегон. Это отмечается на аппарате тем, что гаснет зеленая лампочка свободного перегона ПС (рис. 91) и загорается лампочка путевого отправления (красная) ПО. Это значит, что перегон занят отправляемым поездом.

На станции приема отправление к ней поезда фиксируется зажиганием лампочки красного цвета путевого прибытия ПП, указывающей, что перегон занят идущим на станцию поездом. После входа поезда на станцию, который будет зафиксирован электрическим контролем его входа, зажигается лампочка прибытия П (белого цвета) и закрывается входной светофор. Однако контроль входа поезда на станцию не устанавливает прибытие его в полном составе. В этом дежурный по станции убеждается лично или ему об этом сообщает дежурный стрелочного поста или другой уполномоченный на это работник или с помощью особых автоматических устройств контроля прибытия поезда в полном составе. Убедившись в прибытии поезда в полном составе, дежурный нажимает кнопку подачи прибытия ДПК.. Горящие красные лампочки ПП на станции приема и ПО на станции отправления погаснут. Для искусственного срабатывания электрических устройств контроля входа поезда на станцию при их неисправности устанавливается вспомогательная кнопка прибытия (искусственного) ПИК, которая нормально запломбирована или снабжена счетчиком числа ее нажатий.

Рис. 107 Размещение кнопок и лампочек при релейной полуавтоматической автоблокировке

На однопутном участке аппарат, кроме того, имеет следующие кнопки: дачи согласия ДСК., отказа (возвращения) от согласия ОСК, а также лампочки, которые указывают действие, произведенное этими кнопками. На станции отправления при получении согласия загорается лампочка получения согласия ПС (зеленого цвета). В то же время на станции приема, как результат нажатия кнопки ДСК, загорается лампочка дачи согласия (белого цвета).

Электромеханическая полуавтоматическая блокировка. При этой системе станции связаны друг с другом блок-механизмами. Блок-механизм на станции отправления при свободном перегоне отблокирован; выходные светофоры при этом также отблокирова-ны. При отправлении поезда открывают выходной светофор, который после этого самозамыкается, т. е. повторное открытие светофора становится невозможным. После этого дежурный по станции должен дать блокировочный сигнал отправления, нажимая клавишу блок-механизма ПО, заблокировывая его. Подача отправления деблокирует блок-механизм ПП на станции приема, куда отправляется поезд. Выходные светофоры остаются по-прежнему замкнутыми и могут быть отблокированы лишь станцией приема. Последняя по прибытии к ней поезда в полном составе деблокирует механизм ПО на станции отправления и отпирает выходные светофоры станции для отправления следующего поезда.

На однопутных участках при свободном перегоне выходные светофоры на станциях нормально замкнуты блок-механизмами получения согласия ПС, чтобы нельзя было их открыть одновременно на обеих станциях и выпустить поезда навстречу друг другу. Перед отправлением поезда запрашивают согласие соседней станции. После чего станция приема блокирует у себя соответствующий блок-механизм ДС и тем самым деблокирует на станции отправления блок-механизм и освобождает выходные светофоры.

Полуавтоматическую блокировку с блок-механизмами и механическими зависимостями вновь не строят.

Hosted by uCoz