Видимость сигналов и места их установки
Для того чтобы иметь возможность остановить поезд перед светофором, подающим сигнал “Стой”, машинист должен видеть непосредственно сигнал на расстоянии не менее тормозного пути. В Правилах технической эксплуатации приведены основные требования к видимости сигналов н их установке.
Расстояние, на котором видны сигналы светофора, зависит от времени суток, места расположения (на прямом или кривом участке пути) и наличия препятствий, заслоняющих огни светофора (лес, выемка, строение и др.). Более высокие требования предъявляются к видимости сигналов светофоров на перегонах и главных путях станций. Минимальная допускаемая дальность видимости сигналов из кабины управления локомотива, подаваемых светофорами, приведена в таблице
Установленная в таблице дальность видимости для сигналов, подаваемых светофорами с боковых путей и маневровых светофоров, меньше, потому что движение поездов по боковым путям, а также при маневровых передвижениях происходит с меньшими скоростями.
Светофоры |
Минимальная видимость сигналов на участках пути, и, не менее |
|||
прямых |
кривых |
в сильно пересеченной местности |
||
Входные, проходные и заградительные, а также прикрытия |
1000 |
400 |
200 |
|
Предупредительные (на участках, не оборудованных автоблокировкой) и сигнальные зеленые полосы |
400 |
400 |
200 |
|
Маршрутные и выходные главных путей |
400 |
400 |
400 |
|
То же, боковых путей |
200 |
200 |
200 |
|
Маневровые а также пригласительные сигналы |
200
|
200
|
200
|
Тормозные пути при современных скоростях обычно превышают дальность видимости сигналов, подаваемых светофорами. В связи с этим необходимо предупреждать машиниста сигналом другого светофора (предупредительного) на расстоянии не менее тормозного пути о том, что основной светофор открыт или закрыт. Поэтому перед входными и проходными светофорами и светофорами прикрытия устанавливают предупредительные светофоры. В этом случае дальность видимости сигнала светофора должна позволять машинисту уверенно воспринять его во время движения.
На участках, оборудованных автоблокировкой, каждый проходной светофор является предупредительным по отношению к следующему светофору. Входные и маршрутные светофоры главных путей, а также выходные светофоры при автоблокировке являются предупредительными по отношению к следующим светофорам на главном пути. Поэтому на линиях, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, расстояние между светофорами должно быть не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении и максимальной реализуемой скорости (но не более 120 км/ч для пассажирских и не более 80 км/ч для грузовых поездов), но не менее 1000 м.
На участках с автоматической локомотивной сигнализацией к длине блок-участка предъявляется еще одно дополнительное требование: длина блок-участка должна быть не менее тормозного пути, необходимого для принудительной остановки поезда устройствами автоматической локомотивной сигнализации.
На участках, не оборудованных автоблокировкой, предупредительные светофоры устанавливают от основных светофоров на расстоянии не менее тормозного пути, определенного для данного места при экстренном торможении и максимальной реализуемой скорости.
Для безошибочного восприятия сигналов, подаваемых светофорами, необходимо правильное взаимное размещение светофоров н единый порядок установки их относительно пути. ПТЭ предусматривает, что светофоры должны находиться всегда с правой стороны пути по направлению движения поездов, т. е. со стороны
машиниста. Кроме того, на двухпутных участках расположение светофоров с внешней стороны пути (справа) позволяет легко соблюдать требование габарита. Когда ширина междупутья, в том числе на многопутных перегонах или на двухпутных с двусторонним движением, не позволяет разместить мачтовый светофор, применяют консоли или мостики. В этих случаях светофоры могут находиться над осью ограждаемого ими пути. Относительно друг друга светофоры следует устанавливать так, чтобы подаваемые ими сигналы нельзя было принять с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.
Входные светофоры должны быть установлены от первого стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50 м, считая от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного стрелочного перевода. Это позволяет локомотиву с несколькими вагонами выезжать при маневрах за первую входную стрелку без выхода за границу станции. На электрифицированных участках входные светофоры размещают на расстоянии 300 м (а не 50 м), т. е. до воздушных промежутков контактной сети, расположенных перед первыми стрелочными переводами.
Выходные светофоры должны устанавливаться для каждого отправочного пути впереди места, предназначенного для стоянки локомотива отправляющегося поезда.