Основы разграничения поездов на станциях

К устройствам СЦБ на станциях относятся: электрическая, диспетчерская и механическая централизация стрелок и сигналов, маршрутно-контрольные устройства и станционная блокировка. Эти устройства предназначены для быстрого выполнения операций по приему, отправлению и пропуску поездов и обеспечения безопасности их движения. Независимо от вида устройств эти операции выполняются в определенной Последовательности:

А. Подготовка маршрута:

1) перевод стрелок в положение, в котором они должны находиться в устанавливаемом маршруте;

2) замыкание прижатого остряка каждой стрелки с проверкой плотности прилегания его к рамному рельсу. Стрелка только тогда не нарушает непрерывность рельсового пути, когда один из остряков плотно (с зазором менее 4 мм) прижат к рамному рельсу, а другой достаточно (не менее 125 мм) отведен от своего рамного рельса. В противном случае может произойти сход подвижного состава с рельсов. Остряки всегда замкнуты в одном из крайних положений стрелки и освобождаются только на время перевода;

3) контроль фактического положения стрелки.

Б. Контроль установки и свободное маршрута:

4) контроль положения всех стрелок, входящих в маршрут;

5) проверка свободности установленного маршрута. В маршруте для прибывающего на станцию поезда проверяется, свободен ли входящий в него приемо-отправочный путь;

6) совместимость установленного маршрута с другими маршрутами станции, одновременное движение по которым опасно для поездов (враждебные маршруты).

В. Открытие светофора:

7) запирание всех стрелок, входящих в маршрут, во избежание изменения маршрута во время движения и перевода стрелок под подвижным составом;

8) исключение враждебных маршрутов;

9) открытие светофора, разрешающего движение по маршруту.

Г. Отпирание маршрута:

10) закрытие светофора;

11) фиксирование действительного проследования поезда по стрелкам маршрута с отпиранием их для перевода и использования в других маршрутах.

Принудительное выполнение указанного порядка действий обеспечивается различными техническими средствами.

На станции с ручным управлением стрелок взаимную зависимость между положением стрелок, входящих в маршрут, и сигналами светофоров, разрешающих следование по маршруту, обеспечивают наиболее простые маршрутно-контрольные устройства (рис. 94). При них на стрелках устанавливают по два стрелочных контрольных замка системы Меленгьева. Из замков может быть вынут любой из двух ключей, но только после установки стрелки r положение, соответствующее этому замку, и после поворота ключа в нем при условии, что остряк стрелки окажется замкнутым в этом положении. Изъятый из контрольного замка ключ укажет, в каком положении находится и заперта стрелка.

Если стрелки поставлены правильно в соответствии с установленным маршрутом, то дежурный стрелочного поста сможет изъятыми на стрелках ключами отпереть на аппарате стрелочного поста рукоятку маршрута, заданного по телефону дежурным по станции.

Повернув отпертую маршрутную рукоятку, дежурный стрелочного поста запирает ключи стрелок в аппарате и фиксирует установку маршрута. Дежурный по станции может теперь запереть маршрут и открыть светофор, но только если маршрутные рукоятки у него на аппарате и стрелочном посту находятся в положении, соответствующем одному и тому же маршруту.

Действиями стрелочных постов при приеме и отправлении поездов командует дежурный по станции. На больших станциях необходимое ускорение приготовления маршрутов и сокращение числа дежурных стрелочных постов достигаются сосредоточением управления стрелками и сигналами в одном месте с применением устройств, позволяющих переводить стрелки и управлять светофорами на расстоянии с одного пункта. Устройства для центрального управления стрелками и сигналами называются централизацией стрелок и сигналов.

Рис. 110 Схема маршрутно-контрольного устройства

Различают электрическую централизацию стрелок и сигналов, когда для перевода остряков стрелки используется электрическая энергия, и механическую, при которой стрелки переводятся сигналистом с поста.

Стрелки при механической централизации переводятся при помощи проволочной гибкой передачи, которая соединяет переводной стрелочный рычаг поста централизации со стрелочным приводом-замыкателем на стрелке. Дальность управления стрелками составляет 500—550 м. Механическая централизация применяется мало и больше не строится.

Hosted by uCoz